Поместье Западный Декан
(West Dean Gardens)Путешествуя по садам Англии, в поместье Западный Декан (West Dean Gardens) наша группа попала совершенно случайно. Планировалось посещение Hat Hill Copse - парка современных скульптур, но он оказался закрыт на спецобслуживание. Досадное разочарование, ехать из Лондона почти 3 часа, что бы сфотографироваться на фоне ограды парка. Увидев наше огорчение, менеджер парка порекомендовал осмотреть соседнее поместье West Dean Gardens, которое, по его словам, не менее интересно и почти не известно российским туристам.
Рассказывая о парке, нельзя обойти вниманием его историю. Все парки и сады мира создаются под воздействием многочисленных составляющих, начиная с природных условий, таких, как рельеф, климат, почвы и заканчивая социальными, политическими и культурными факторами. На развитие парка влияют вознесение или упадок семейных династий, увлечения и прихоти владельцев, изменения капризной моды. В этом отношении поместье в Западном Декане не отличаются от любого другого, однако стоящая за ним история и имена придают дополнительное очарование.
Первое документальное упоминание о поместье West Dean датируется 1086 г. в Domesday Book (Книге с данными первой государственной всеанглийской переписи населения). В то время на месте парка были леса и охотничьи угодья. Прошло почти 500 лет, прежде чем после смены многочисленных владельцев, на этом месте в 1622 Джеймс Льюкенор построил особняк.
В 1738 г поместье перешло в собственность семьи Пичи (Peachey). Сэр Джеймс Пичи, 1-й лорд Selsey, пригласил архитектора Джеймса Уайетт (James Wyatt), известного своими романтическими сельскими домами, для реконструкции поместья. В результате особняк приобрел тот вид, основу которого мы видим сегодня. Сады были увеличены, огороды перенесены в ту часть сада, где они останутся до настоящего времени. В 1830 году был заложен дендрарий, занимающий 49 акров земли, специализирующийся на экзотических и необычно сформированных деревьях.
В 1892 поместье покупает Уильям Джеймс(William Dodge James). Новый владелец сделал много усовершенствований в саду. Построены великолепные теплицы в окруженном оградой огороде, значительно расширена коллекция растений в древесном питомнике. Жемчужиной поместья стала спроектированная в 1911 году знаменитым английским архитектором Гарольдом Пето (Harold Peto, 1854-1933) 100 метровая Пергола.
Гарольд Пето начал свою карьеру как архитектор, но к началу 90-х годов его больше стало интересовать проектирование садов. Он много путешествовал по Франции и Италии. В своих проектах Пето удалось найти гениальный компромисс между формальным и пейзажным стилями. Пергола Западного Декана стала тому прекрасной иллюстрацией.
Частым гостем в поместье был король Эдуард VII, крестный отец Эдварда Джеймса, сына владельца поместья. В 1912 году в возрасте 5-лет Эдвард Джеймс становиться наследником фамильного гнезда. Эдвард был единственным сыном из пятерых детей. Он получил отличное образование, был покровителем искусств, интересовался музыкой и балетом.
Им накоплены лучшие частные коллекции художников сюрреалистов в мире. В 1964 году Эдвард Джеймс учреждает образовательный фонд, для поддержки и обучения художников декоративно-прикладных искусств, а в 1971 году поместье было преобразовано в Западный Колледж Декана, ставший всемирно известным центром изучения и сохранения традиционных художественных промыслов и ремесел.
Эдвард Джеймс много путешествовал и длительное время проводил за границей. Сад, тем временем, занятый многочисленными арендаторами, стал постепенно приходить в упадок. В 1984 году Эдвард Джеймс умирает и согласно завещанию похоронен в дендрарии под большой плитой с надписью:
"
EdwardJames, Poet 1907 - 1984".
После этого печального события управление поместьем окончательно переходит к Фонду.
Cильнейший шторм 1987 года, обрушившийся на большую часть Англии, стал причиной драматических изменений в судьбе поместья. Ветер ураганной силы, принесший большие разрушения, вынудил Опекунов Фонда провести восстановление усадьбы и, тем самым, дать парку новую жизнь.
Парк поместья состоит из нескольких частей, связанных между собой прогулочными маршрутами.
Первое, что мы увидели, был обнесенный стеной, оригинальный декоративный огород, созданный в классическом викторианском стиле. Сад украшает большое количество фруктовых деревьев, многие из которых сформированные в необычных формах, таких как арка, чаша или конус. Эффективно используя стены в саду, успешно применен шпалерный метод для ягодных кустарников и плодовых деревьев.
В шестнадцати изящных белоснежных теплицах, заботливо восстановленных в конце 20 века, выращивается огромное количество растений, которые обеспечивают поместье большим разнообразием экзотических фруктов и цветов, Заботливые руки местных садовников выращивают персики, нектарины, инжир, клубнику, орхидеи и многое другое.
Далее через изящную кованую калитку можно перейти в дендрарий, в котором собраны уникальные коллекции разнообразных растений.
Прогулочный маршрут открывает потрясающий вид на особняк с парковыми насаждениями, изумрудные холмы и Перголу.
300-футовая Пергола была разработана Гарольдом Пето в эдвардианский период, когда тяжеловесность и роскошь викторианского стиля уступает естественной красоте природы. Когда стало цениться уединение, а формализм и чопорность сменяется лаконизмом и изысканностью. Пергола, увитая многочисленными сортами роз, клематисов, жимолости, с формальным водоем в центре является великолепной иллюстрацией к эдвардианскому стилю, который по праву считается самым «романтическим» ответвлением классического дизайна. Конструкция перголы, предназначенная для защиты от палящего солнца, создает прохладный переход от одной части парка к другой. Многочисленные скамейки, окруженные теневыносливыми многолетниками, манят присесть в уютной тени и насладиться великолепными видами поместья.
В тенистой части парка устроен романтический «Весенний сад», наполненный разнообразными парковыми затеями, укромными уголками, перспективами. Здесь найдется место для тихого отдыха в сельской беседке с соломенной крышей и стенами, декорированными мхом и морскими водорослями.
Интересны две сюрреалистические скульптуры деревьев, созданные по заказу Эдварда Джеймса скульптором Ральфом Бартоном (Ralph Burton) в 1972 и 1974. За основу были взяты деревья, которых в силу своего весьма почтенного возраста и болезней требовалось убрать из сада, Скульптор «заключил их в капсулу» из стекловолокна, таким образом, предотвратив гниение древесины и обеспечив вечную жизнь в искусстве. Что стало еще одной иллюстрацией взаимосвязи природы и искусства, которая так ярко прослеживается в West Dean.
Интересным фактом из современной жизни поместья является то, что к работам на его территории привлекаются волонтеры, и у каждого есть возможность приобщиться к сохранению этого действующего памятника ландшафтной архитектуры доступным ему способом.
Открыв для себя West Dean, мы готовы рекомендовать его всем ценителям ландшафтной архитектуры, как профессионал, так и любителям, желающим узнать что-то новое.
Ландшафтный архитектор
Борисова Наталья