Нестандартный проект. Часть 4. "Дух места"
("Ландшафтный дизайн" № 5/2015)
Какой проект можно назвать нестандартным? Под словом «нестандартный» обычно подразумевают «нетиповой». Поиск уникальности и аутентичности в архитектуре и ландшафте в настоящее время становиться все более актуальной задачей. Проект благоустройства – это всегда проект конкретного участка, местности, которое обладает не только объективными параметрами, но и индивидуальным характером.
У архитекторов есть такое понятие, как «дух места», которое складывается из совокупности свойств и качеств природной, архитектурной и социальной среды, отвечающих за индивидуальность определенной территории и эмоционального восприятия этой местности на интуитивно-чувственном уровне.
Дух места (лат. genius loci) это понятие, которое с одной стороны формируется на основании конкретных, материальных составляющих, таких как ландшафт, архитектура, люди, история, функция места, с другой стороны характеризуется абстрактными свойствами или отношениями, эмоциями, впечатлениями. Основополагающим элементом «духа места» является ландшафт. При первой встрече архитектора с проектируемой территорией оценивается существующий рельеф, микроклимат, инсоляционный режим, почва, растительность, наличие биоценозов на участке, таких как лес, или луг. Здесь нет мелочей, важно все и прилегающие территорий с открывающимися видами, которые необходимо включить в пейзажи сада, и проблемные зоны, которые желательно задекорировать, и направление ветра, возможно, придется проектировать защитные посадки растений и источники шума на участке. Задача профессионала не обезличить ландшафт участка, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности. Существующий ландшафт территории не может не влиять на проект благоустройства. Одно дело участок в лесу, другое на солнечном открытом лугу, на сложном рельефе или на ровной территории.
Важнейшей составляющей «духа места» является архитектура, отражающая региональные, климатические, культурные особенности места, социальную направленность, а также эмоции человека, его взгляд на прекрасное. Архитектура не существует вне места, она взаимодействует с окружающее пространством и может существенно его изменить.
Случается, что архитектура строений не имеют своего лица, идентичности. Американский архитектор Франк Ллойд Райт, говорил, что «врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом». А это уже работа ландшафтного архитектора, в арсенале которого есть приемы, позволяющие изменить облик зданий, повлиять на его восприятие. Сад может переключить внимание на себя, отвлечь от дефектов строения, сгладить диспропорции, проявить особенности. Но ландшафт может и «убить» архитектуру, разрушив идею, стилистику. В идеале необходим гармоничный синтез архитектуры и ландшафта, когда здания становятся продолжением окружающей природной среды, а сад продолжением дома.
Архитектура – продукт разума и рук человека, его детище. И, безусловно, человек является важнейшей составляющей понятия «духа места». Атмосферу пространство формирует история человека, его семьи, архитектуры и места, память о предшествующих поколениях. Исторический контекст может служить бесконечным источником идей и вдохновения для творчества. Личности хозяев сада, их характеры, эстетические предпочтения накладывают заметный отпечаток на проект благоустройства. Здания и сады часто похожи на своих владельцев. Для архитектора важно уметь выслушать заказчиков, почувствовать чаяния всех членов семьи, учесть их культуру, традиции, даже состояние здоровья, чтобы создать комфортную безопасную среду для жизни и отдыха. От этого во многом зависит функциональное наполнение сада, «функция места». Сад для молодой пары, часто принимающих многочисленных гостей будет отличаться от сада одинокого холостяка, любящего уединение и покой.
Часто желания членов семьи не совпадают, и даже кардинально противоречат друг другу, но в этом и состоит работа профессионала, найти решение, чтобы каждый увидел и нашел отражение своих идей и пожеланий в саду.
В результате диалога с заказчиком, тщательного анализа исходных данных и ощущения «духа места» рождается идея сада, некий сценарий, позволяющий объединить все его элементы, создать цельный образ, единое концептуальное пространство.
Нельзя сбрасывать со счетов и время, в котором мы сегодня существуем, его требования и технологии. Проект благоустройства реализуется здесь и сейчас, поэтому должен учитывать современные тенденции, направления и тренды. Сегодня очевидна необходимость в экологической направленности проектов благоустройства, снижению трудозатрат по уходу за садом, минимизации человеческих и природных ресурсов, используемых при этом. Личность ландшафтного архитектора или дизайнера так же находит отражение в проекте, придавая ему своеобразия и индивидуальности.
Внимание к особенностям территории, ландшафту, архитектуре, потребностям и характерам заказчиков, понимание и восприятие «духа места», современных тенденций – основа индивидуального подхода к благоустройству, что позволяет сделать проект нестандартным.
Тезисы к статье
1. Основной задачей проекта благоустройства является создание концептуально единого пространства, безопасной и комфортной среды для всех членов семьи, где каждый найдет себе место и занятие по душе.
2. При работе с лесными участками главное правило - «Не навреди». Сохранение и бережное использование лесной экосистемы позволяет не только достичь эстетического эффекта, но и снизить затраты на благоустройство и уход за садом.
3. Использование пейзажей, растительности, окружающий участок позволяет зрительно расширить границы участка. На фотографии беседка расположена на самом краю участка, крупные древесные растения растут на территории соседей, но благодаря использованию растений среднего яруса, появляется ощущение единого пространства.
4. Современная жизнь предъявляет к садам новые требования. Сложные в уходе растения вытесняются более неприхотливыми, устойчивыми, стабильно декоративными. На первый план в проекте благоустройства выходят технологичность в реализации, малоуходность, открытость к людям.
5. Грамотное использование рельефа позволяет раскрыть возможности территории, придать саду динамики, интриги, индивидуальный характер. Подпорные стены с высаженными на них растениями подчеркивают глубину и многоплановость пейзажа.
6. Средствами ландшафтной архитектуры можно нивелировать ошибки строителей и проектировщиков, которые случаются при посадке зданий. В идеале, к ландшафтному архитектору надо обращаться на этапе проекта дома, что позволит избежать переделок и связанных с этим финансовых затрат.
7. Выбор растений для сада должен быть обусловлен в первую очередь образом сада, его идеей и экологической оставляющей проекта. Важно, чтобы растения своими габитусом, фактурой, цветом соответствовали общей концепции сада, так же, как и мощение, малые архитектурные, фонари.
8. Архитектура дома существенно влияет на выбор проектного решения по благоустройству участка. В идеале, дом и сад проектируются, основываясь на ощущении «духа места», как единое целое, помещенное в конкретное пространство. Взаимное соответствие всех пространственных элементов усадьбы, со-масштабность архитектуре, использование окружающего пространства - залог успешности проекта.
9. В дизайне сада мелочей не бывает. Даже огород, выполненный в общей стилистике, может стать достойным украшением сада, сохраняя при этом свою утилитарную функцию.
Наталья Борисова,
Ландшафтная мастерская NB-Garden