Дороги, которые мы выбираем.
("Ландшафтный дизайн" № 2/2016)


Замечательный педагог, талантливый архитектор Александр Федорович Квасов в своей книге «Архитектурная дендрология» писал: «Дорожно-тропиночную сеть (звучит как кривошипно-шатунный механизм) прокладывает «штурман», а парковые пути – «Сусанин». Замысловатая паутинка кракелюра на старой живописи – лучший прототип парковых дорожек».

Что-то же скрывается за скрипучим термином «дорожно-тропиночная сеть»?

Дорожно-тропиночная сеть является одним из важнейших элементов ландшафтной архитектуры, организующим, объединяющим началом в пространстве сада.

Дороги, дорожки, площадки, тропинки задают структуру саду, становятся его «скелетом», основой, выполняют архитектурно-планировочную роль, организуют движение человека и ориентируют его в пространстве, разграничивают среды.

Дорожно-тропиночная сеть – это своеобразный гид, позволяющий раскрыть красоту ландшафта, подчеркнуть его достоинства, особенности.

Задача архитектора, чтобы дороги не нарушали целостности сада, а выражали общую идею проекта, соответствовали всем элементам ландшафта, растениям, малым архитектурным формам.

Контуры покрытий образуют линии, языком которых, можно передать эмоции, чувства. Округлые, плавные линии успокаивают, вызывают приятные переживания, прямые наводят скуку, острые углы вызывают беспокойство, провоцируют активность. Форма, линия, образ могут восприниматься разными людьми совершенно по-разному, в зависимости от особенностей, привычек, уровня эмоционального интеллекта.

В 1 веке до н.э. римский архитектор и инженер Витрувий описал три качества, которыми должна обладать архитектура: прочность конструкции, польза, красота. Это в полной мере относится ко всем сооружения и к дорогам, в том числе.

Конечно, в первую очередь, мощение должно быть безопасным и удобным, не скользким в любое время года, на нем не должна задерживаться вода. Для этого необходимо просчитать уклоны поверхности, предусмотреть сбор и отведение дождевых вод.

Все владельцы участков хотят, чтобы дорожное покрытие было прочным и долговечным, не требовало дополнить затрат по уходу и ремонту, легко чистилось и хорошо выглядело. Самая сложная задача, которая стоит перед дизайнером – правильный выбор подходящего материала, цвета, рисунка, фактуры и общего планировочного решения дорожно-тропиночной сети, создающего целостный архитектурно-пространственный образ.

Развитие современных технологий привело к появлению новых материалов, используемых в качестве дорожных покрытий, к примеру, кортеновская сталь, технологий обработки камня – термообработка поверхности гранита. При выборе материала для мощения необходимо учитывать множество факторов: функциональное назначение покрытия, уклоны поверхностей, геометрия дорожек, предпочтения заказчика, его физические и финансовые возможности, привычки с одной стороны, с другой - архитектурный образ, стилистику сада и зданий, сценарий, общую концепцию проекта благоустройства участка.

Особое внимание требуют лесные участки, где вопрос сохранения существующей растительности и лесных биоценозов является приоритетным. В прикорневой зоне деревьев устройство дорожек на бетонном основании крайне нежелательно. При необходимости организации дорожно-тропиночной сети в лесной части участков лучше использовать деревянные настилы, грунтовые или пошаговые дорожки.

Прогуливаясь, человек обязательно смотрит под ноги, на поверхность по которой идет. По данным исследований за этим занятием посетители садов и парков проводят 30 процентов времени. И задача ландшафтного дизайнера преобразовать зрительный ряд, формируемый рисунком мощения и фактур в конкретные эмоционально-чувственные реакции, впечатления.

Объединение отдельных компонентов мощения с остальными элементами, деталями сада и архитектуры позволяет гармонизировать пространство сада. Рисунок, изменения ширины или материала мощения, добавление изгибов могут трансформировать пространство, исказить восприятие всего участка. Определенные приемы проектирования дорожно-тропиночной сети помогают сделать маленький участок, визуально более глубоким, узкий – широким.

По широким грунтовым дорожкам хочется прогуливаться медленно, беседуя с попутчиком и изучая окружающие пейзажи. На узких извилистых тропинках человек интуитивно ускоряет шаг. Неровная фактура покрытия создает ощущение неустойчивости, потери равновесия, что вызывает эмоциональное напряжение, заставляет пешехода замедлить движение. По дорожкам из колотого гранита быстро не побежишь, а в обуви на каблуках и ходить-то не очень удобно. Однако это не мешает нам использовать этот замечательный долговечный материал на автомобильных стоянках, для прогулочных дорожек в комбинации с другими материалами или фактурами. Ровное покрытие, например, асфальт или термообработанный гранит, провоцирует пешехода двигаться быстрее, так же работает и продольный рисунок мощения.

Даже звук шагов при ходьбе играет существенную роль. «А по асфальту каблучки, каблучки, каблучки. ...» поет Гарик Сукачев и слушатель чувствует динамику движения.

Шуршание гравия под ногами, напротив, может создавать успокаивающий медитирующий эффект.

Смена фактур на дорожном покрытии, позволяет изменить ритм движения человека, подготовить его к восприятию каких-либо видов или, напротив, отвлечь, в зависимости от замысла проектировщика. Использование большого количества различных материалов, фактур, сложный рисунок мощения приводит к избытку информации, впечатлений.

Размеры дорожек, цвет, форма, фактура и текстура, все должно быть подчинено общей идее проекта, тщательно продумано и выверено. На первый план должны выходить функциональность, качество материалов, гармоничное соединение архитектуры и живой природы.



Тезисы к статье

1. При большой площади мощение, особенно на общественных территориях рисунок может служить источником дополнительной информации, задавать направление движения, подготавливать посетителя к смене видовых картин, создавать настроение.

2. Контраст природного, растительного (девичий виноград) и неживого (бетонной плитки) материалов дают интересный эффект, создавая иллюзию запущенности в саду, ощущение истории, патины времени.

3. Грунтовая дорожка с краем из натурального камня смотрится естественно и гармонично в море многолетних травянистых растений.

4. Сегодня на рынке существует огромный выбор оттенков клинкерной брусчатки, долговечного, натурального материала для мощения, что позволяет удовлетворить самые изысканные запросы заказчиков.

5. Для современного сада характерны эксперименты с новыми материалами, особой популярностью пользуется кортеновская сталь, имеющая интересную фактуру и не требующая дополнительной окраски и ухода.

6. Актуальной тенденцией проектирования садов сегодня является использование настилов из дерева, конструкция которых позволяет использовать их в прикорневых зонах деревьев, не допуская повреждения корней и переуплотнения грунта.

7. По-прежнему, популярно мощение из натурального камня, с шероховатой поверхностью, с рисунком, созданным за счет комбинаторики различных по размеру плит.

8. Использование мощения в выставочном саду. Перекличка отделки фасада здания и материала дорожки позволяет создать целостный образ.


 

Наталья Борисова,
Ландшафтная мастерская NB-Garden