Современные тенденции в ландшафтной архитектуре
«Архитектура – это точнейший сейсмограф изменений, происходящих в обществе.» (Хейке Делитц. Архитектура в социальном измерении // Социол. исслед., 2008, № 10.) Безусловно, это касается и ландшафтной архитектуры. Ключевые предпосылки изменений в развитии ландшафтной архитектуры можно систематизировать следующим образом:
• социальные (урбанизация, стремительное развитие городской инфраструктуры)
• экологические (экологические проблемы, нагрузка на экосистему)
• экономические (экономия энергоресурсов, воды, человеческих ресурсов)
• технологические (появление новых технологий, материалов)
• культурные (изменения в системе ценностей, появление новой эстетики)
• политико-правовые (изменения в законодательстве)
Современные условия предъявляет новые требования к городскому ландшафту.
Если в прошлом веке слова русского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача» (И. В. Мичурин, «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд. 3-е, М. 1934), вырванные из контекста, стали лозунгом потребительского отношения к природе, характерного для этого периода, то уже в середине ХХ века стало очевидно, что назрела необходимость защищать природу от техногенного воздействия.
Антропогенные нагрузки, загрязнение окружающей среды, уменьшение биологического разнообразия ограничивают способность экологических систем к самовосстановлению.
Впервые термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году и дал ему определение, как науки о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В настоящее время понятие экологии трактуют гораздо шире. Американский ученый, эколог Барри Коммонер (1974) сформулировал ряд положений, которые сегодня называют законами экологии:
1) все связано со всем;
2) все должно куда-то деваться;
3) природа «знает» лучше;
4) ничто не дается даром.
Барри Коммонеру писал: «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен» (Коммонер Барри. Замыкающийся круг. Л. Гидрометеоиздат 1974 с.32).
В настоящее время на передний план выходит экологический подход при проектировании ландшафтов.
Экологический подход обширное понятие, включающее в ландшафтной архитектуре следующие принципы:
• сохранение природной среды
• гармонизация отношений человека и окружающей среды
• устранение негативного воздействия на природные экосистемы
• сохранение и поддержание биоразнообразия
• использование аборигенных видов растительности
• многофункциональность, комплектность, интегративность
• использование экологических, не токсичных материалов и экологическое производство
• максимальную экономию энергоресурсов и воды
• снижение трудозатрат по уходу за насаждениями
• утилизация и переработка отходов
Цель применения экологического подхода в ландшафтной архитектуре – формирование комфортной среды для жизнедеятельности и отдыха человека, не нарушая при этом
экологического равновесия, а в идеале, обеспечивая экологическую устойчивость природной среды.
Основой экологического подхода становятся принципы осознанного потребления, заимствованные из системы управления отходами, получившее название 3R – reduce (сокращать), reuse (повторно использовать), recycle (перерабатывать).
Как эти принципы можно применить к ландшафтной архитектуре?
Reduce – сокращение потребления, например, энергоресурсов, воды. Подбор ассортимента растений в корреляции их экологических требований с существующими условиями, для уменьшения необходимости в поливе, внесении удобрений.
Reuse – повторное использование материалов.
Recycle - переработка отходов и использование их внутри системы, например, растительных остатков, скошенной газонной травы для получения органического удобрения или мульчирования.
Идея многофункциональности городских ландшафтов сегодня уже присутствует во многих проектах. Например, интересный проект Liupanshui Minghu Wetland Park в Китае, где на месте бывшей городской свалки мусора вдоль заболоченных участков береговой линии с заброшенными прудами для разведения рыбы были созданы природные зоны с заболоченными террасами для регулирования сезонных изменений уровня воды, насыщения ее кислородом. Растения, подобранные с учетом существующих экологических условий, играют роль естественного фильтра. Общественные зоны, пешеходные и велосипедные дорожки создают благоприятные условия для отдыха горожан и возможность наблюдения за живой природой.
В настоящее время очень остро стоит вопрос об экономии воды, которая расходуется на полив газонов и насаждений в городе. Рациональное водопользование в Европейских странах предполагает строительство устойчивых городских дренажных систем, позволяющих не только задерживать и отводить ливневые стоки, но и перераспределять и использовать дождевую воду в городском хозяйстве, например, для орошения. Использования цветников из многолетних травянистых растений и злаков с подбором ассортимента с учетом экологии растений и местных климатических особенностей, так же позволяет снижать количество воды, необходимое для орошения.
Большое внимание сегодня уделяется снижению затрат на обслуживание объектов благоустройства. На смену газонных покрытий приходят посадки из устойчивых многолетников и кустарников, несущие иную декоративность, призванные сохранять биологическое равновесие системы и позволяющие минимизировать трудозатраты по уходу за объектами ландшафтной архитектуры. Уменьшение площади газонных покрытий позволяет снижать затраты на пестициды, удобрения, работу, энергию, воду.
Экология внешней среды влияет на физическое и психическое здоровье людей. Взаимосвязь экологии пространства и качества жизни человека очевидна.
Ландшафтная архитектура сфокусирована на человеке, его потребностях, в том числе эстетических. Люди получают эстетическое удовольствие от взаимодействия с живой природой, особенно в условиях города.
В 1976 г. канадский экофилософ А.Карлсон открыл новую область исследований - природоохранную эстетику /Carlson A., 1976.
Environmental aesthetics and the dilemma of aesthetic education // The journal of aesthetic education, v. 10, № 2, pp. 69-82./ А. Карлсон в своих работах говорит о красоте природы, как самостоятельной ценности, вне зависимости от ее полезности для человека. (Carlson, 1995).
Очевидно, что появилась новая эстетика отношения к природе, к растениям, формируется гуманное и более заинтересованное отношение людей к дикой природе и всем живым существам независимо от их практической пользы.
Сегодня все чаще при благоустройстве территорий используются видовые формы аборигенных растений, что способствует большей устойчивости посадок, сохранению и увеличению биоразнообразия растительного и животного мира в условиях города.
В последние годы возникла новая эстетика восприятия растений, природных объектов. Растет интерес к полному жизненному циклу растений, к сезонным изменениям, к дикорастущим растениям. Появляется понимание эстетики многолетников, особенно злаковых растений, в период межсезонья. Если еще не так давно отмершие части растений подвергались немедленному удалению по эстетическим и технологическим требованиям, то сегодня, напротив, человек видит особую красоту увядшего цветка или листа. Семенами многолетников кормятся многие птицы, в засохших частях многолетних растений зимуют насекомые, все это способствует сохранению биоразнообразия животного и растительного мира.
Французский ландшафтный архитектор Жиль Клеман, принимавший участие в работе над проектом благоустройства парка Андре Ситроена (Parc Andre-Citroen) в Париже, пропагандирует экологические подходы к ландшафтной архитектуре, принципы работы в союзе с природой. В своих работах он использует местные растения и естественный севооборот, чтобы воссоздать и сохранить участки дикой природы. Одним из провокационных садов, который создал Жиль Клеман, стал «Сад воды и крапивы», как ответ на закон, принятый во Франции в 2006 г., запрещающий использование в сельском хозяйстве неутвержденных веществ, в список которых вместе с химикатами попала и крапива, исторически используемая в качестве настоя в садах французов, как средство против вредителей, органическое удобрение и натуральный иммуностимулятор.
Голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф, известный своими природными садами, стал основателем и пропагандистом идеи «new perennials» (новые многолетники), которая позволяет расширить возможности использования многолетних травянистых растений и создать устойчивые цветники с природным обликом, фактически искусственные экосистемы. Цветники Пита Удольфа это не точная копия природы, что в принципе, пока не возможно, а образ, ощущение природы. Подбор растений с учетом их экологии и в соответствии с местными экологическими условиями, широкое использование злаков, долгоживущих структурных многолетников, позволяют создать цветник, декоративный в течение всего сезона, даже в поздне-осенний и зимний периоды. Цветники Пита Удольфа – это не только манифест новой эстетики восприятия растений, но и наглядный пример экологического подхода в проектировании, новый, современный тренд в ландшафтной архитектуре, который нашел большое количество последователей.
Исследования современных городских ландшафтов и анализ практического опыта современных ландшафтных архитекторов позволили выявить основные направления и тенденции в ландшафтной архитектуре, в основе которых лежит новая эстетика восприятия живой природы, экологический подход к проектированию, направленный на стабилизацию экологической ситуации, сохранение биоразнообразия растительного и животного мира в городе, повышение устойчивости создаваемых ландшафтов, технологичность при строительстве и обслуживании, и снижение трудозатрат по уходу за реализованными проектами.
Автор выражает признательность Евгению Корнееву, арт-директору ландшафтной мастерской NB-Garden,
за помощь в подготовки статьи и ценные консультации.
Борисова Наталья
Ландшафтный архитектор, МГУЛ
Список литературы:
1. Борейко В.Е. Философы дикой природы и природоохраны, издание второе, дополненное. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2004. - 160 с. - (Охрана дикой природы. Вып. 39);
2. Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социол. исслед., 2008, № 10. - C. 113-121.
Перевод с немецкого канд. соц. н. М.Б.Вильковского, А.Г.Воробьевой
3. Коммонер Барри. Замыкающийся круг. Л. Гидрометеоиздат 1974 – 280 с.
4. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая» , 1994 — 367 с.
5. Carlson A., 1976. Environmental aesthetics and the dilemma of aesthetic education // The journal of aesthetic education, v. 10, № 2, pp. 69-82.
6. Piet Oudolf and Dr. Noel Kingsbury Planting: A New Perspective. // Mixed Publishers, 2013