Посвящается П.И.ЧАЙКОВСКОМУ
Небольшая зарисовка о саде Натальи Борисовой и Евгения Корнеева на фестивале Сады и люди - 2016. «Времена года».
Зарисовка о том, как с помощью садового искусства и растений передать музыку.
Для меня существуют два композиторских гения – Верди и Чайковский.
Но если Верди это такой … многоцветный «рог изобилия», то Чайковский, по-моему, может быть хоть в красках, хоть черно-белым. Он - тот случай, когда малыми средствами достигается максимальный эффект. Этим он, Чайковский, и отличается - достаточностью самого необходимого.
И мне нравится этот сад именно тем, что в нем нет излишества красок и безумного количества растений, а скорей наоборот – все сдержанно, но при этом достаточно для того, чтобы получить самые разные образы и замкнуть, закончить временной круг природы, точно так же, как это сделал Чайковского в своем музыкальном дневнике под названием «Времена года».
Это, знаете… ну с чем сравнить… это как талантливый актер-мим без всякой бутафории, костюмов и декораций, а всего лишь руками и выражением лица легко передает все существующие человеческие эмоции.
Так и здесь, одни и те же вроде бы растения так удачно подобраны, что легко перевоплощаются из «весны» в "лето", из «лета» в «осень»...
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
- это июньская баркарола, покачиваясь, плывет к горизонту, где сливается с небесами серебристая река.
Лавочка! Дивная лавочка так напоминающая лодку! Прибрежные камушки тоже поют под ногами. И мне нравится, что для того, чтобы создать образ реки – не надо тащить в сад лодку, ведь этот образ, оказывается, можно создать с помощью лавки (классический элемент сада!) и речных камушков.
И это так легко и просто! Оказывается!
Но вот «пахнул в лицо ветер с полудня» - июль зашумел зрелыми травами. А за ним и август тяжелый, урожайный, подсолнухово - яблочный расставил по полям золотые копны. Злаки в саду колышутся, переливаются на солнце, словно помнят и слышат музыку Петра Ильича.
Кровохлебка! Музыкальная, "нотная" травка, как гармонично она вписывается почти во все месяцы музыкального дневника. Ноты сентября - кровохлебка поет/качается под охотничий рожок и веселый собачий лай на фоне золотеющей листвы.
Октябрь задумчив и грустит. Ведь это Осень... «Осень, осыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят». Эхинацеи напоминают о георгинах и циниях, последних цветах уходящего года.
Но вот Ноябрь. Тоской полоснул по сердцу - острыми краями высоких драматичных трав.
А за ним Декабрь уж на дворе! И Рождество, и сняв с ноги, бросали девицы за ворота башмачки. Мечты о далеких странах и сказочных принцах - как уместна тут дивная сосна! И то что она именно такая – бонсаевидная, то есть непривычного облика, облика, который будит фантазию – как будто мечты о далеких краях, как будто стремление души к странствиям и поискам …
Сосна просто идеальна в контексте Чайковского, потому что она так же бессмертна, как и его музыка.
И вот – зима.
"Не видать милого друга, только видит – вьется вьюга, снег ложится на поля, вся белешенька земля" - видим, видим мы белую поземку из серебристых трав и овсяницы, и "морозные" узоры гортензии.
На руку зиме играет и белый цвет изящных и легких садовых скульптур, похожих то ли музыкальные фразы, то ли на автограф самого Чайковского...
Но день становиться длиннее и масленицы бойкой кипит широкий пир – Февраль. Опять эхинацеи, которые стали вдруг ... точно масленичные блины!
За ним звенящий, голубой Март, взмывающий в небо крошечным жаворонком – об этом поют трубы белого садового органа.
А там и Апрель, и Май, это - Весна! И, конечно, ландыши - любимые цветы Петра Ильича, которым он посвятил единственное, по-моему (во всяком случае единственное широко известное) собственное стихотворение.
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?
Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
(Петр Ильич Чайковский, 1878 г.)
Спасибо вам за этот деликатный, трепетный перевод бесконечно прекрасной музыки на понятный и родной нам язык сада.
Наталья Мельникова,
Русская Флористическая Коллекция
Фото: Наталья Мельникова